mashakolibri.ru

Омела на рождество что означает. Новогодняя вечнозеленая омела

Народные названия: ведьмино гнездо, ведьмина метла, птичья омела, птичий клей (Birdlime, из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц), зимние семечки, козьи орешки, птичьи орешки, дубовые ягоды, крестовая трава (по-французки, Herbe de la Croix, название отражает верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы), "панацея" (all-heal, английское), jемiоlа (польское), ацыстырва (абхазское), мгамурч (армянское), питри (грузинское).

Ботаническое название: Viscum album L.
Аптечное: трава омелы — Visci heiba (ранее: Herba Visci albi).
Родовое название: от латинского viscum — птичий клей; латинское albus — белый.
В старинных рукописях —
Планета: Земля.
Знак Зодиака: Телец, Весы.
Стихия: Воздух.
Аура: теплая.
Язык цветов: "поцелуй меня", привязанность, преодоление трудностей.
Основные свойства: плодородие, исцеление, удача, защита от зла.

Омела — сакральное растение древних европейцев

Еще одно растение, с которым связаны красивые рождественские поверья и ритуалы — омела. Омела — это сакральное растение и с незапамятных времен она была в Европе объектом суеверного поклонения.

Как следует из известного текста Плиния, ей, в частности, поклонялись друиды. Они считали это растение святым и верили, что оно может исцелять любые болезни и защищать от зла. Особенно сильные качества они приписывали тем редким растениям, которые находили на дубе.

В древнеирландской письменности омела была знаком исцеления и развития духа. Позже растение заняло почетное место в колдовстве и магии: ему приписывали силу оберега, любовного приворота, а также средства для увеличения плодородия и успешной охоты. Женщины, желавшие зачать ребенка, носили веточки омелы на талии или на запястьях.

Среди национальных названий омелы — "дубовые ягоды" в русском языке, трава распятья (Herbe de la Croix, отражающее верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы) во французском, а также птичий клей (Birdlime, из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц) и панацея (all-heal) в английском языке.
Целебные свойства омелы

Средневековые лекари считали омелу белую панацеей и универсальным противоядием. Долгое время омела применялась как лекарство от эпилепсии.

В современной медицине молодые побеги и листья омелы белой применяются в составе кровеостанавливающих препаратов, средств для понижения артериального давления и снижения активности центральной нервной системы.

Особенно популярна омела в качестве рождественского растения в Европе. Каждый год европейцы покупают изящную веточку омелы и, принеся ее в дом, подвешивают где-нибудь повыше. Прекрасная традиция, связанная с этим растением — целоваться каждый раз, проходя под ним.

Самый распространенный вид в западной и южной Европе — омела белая (V. album), растение с тонкими веточками, узкими парными листочками и желтовато-белыми ягодами. На севере и востоке Европы встречается омела окрашенная (V. coloratum Nakai), очень похожая на омелу белую, только с желто-оранжевыми ягодами. Каждая ягода омелы содержит только одно семя.

Омелы укореняются и разрастаются в кустики шарообразной формы высоко в ветках старых деревьев. Влагу и питательные вещества омелы берут из дерева, на котором растут, запуская свои корни глубоко под кору "хозяина".

Омелы предпочитают "поселяться" на яблонях, хотя их можно увидеть и на других деревьях с более мягкой корой: боярышнике, дубе, тополе, липе, рябине, каштане, березе и даже на некоторых хвойных. Зимой, когда листья фактически полностью облетают с лиственных деревьев, кустики омелы особенно хорошо заметны на оголенных ветвях.

Поцелуи под омелой

Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по мнению некоторых исследователей, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела была растением богини любви, красоты и плодородия Фрейи.

Встретившись под омелой воины-враги, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме — на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество.

В процессе борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха.

И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары (американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum), местным родственником омелы, с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой, ягодами).

По английскому обычаю, мужчине разрешается

поцеловать девушку, если он на святках

поймает ее под веткой омелы,

подвешенной к потолку или люстре.

Омела в культуре европейских народов пережила язычество и стало любимым растением в Новое время как символ праздника Рождества. «Рождественская омела» или «Ветка поцелуев» — основное традиционное рождественское украшение в Англии, до распространения рождественской ёлки во второй половине XIX столетия

Традиционное английское украшение имеет форму двойного кольца или сферы с каркасом из проволоки, которая полностью покрывается зеленью: омелой, плющом, падубом. Красные яблоки, груши или апельсины могут быть связаны лентами и подвешены в центре. Кроме того, к каркасу могли крепиться свечи. Другой формой «рождественской омелы» являлась только верхняя часть полусферы.

Омела - священное вечнозелёное растение друидов с 1 тыс. лет до н.э., растущее на ветвях деревьев, в разных традициях выступает как символ жизни. Посреди зимы она цветет желтыми цветами и дает белые ягоды. Кельты и древние римляне использовали её в дни зимнего солнцестояния как священное растение (вспомним строки Иосифа Бродского: «Провинция справляет Рождество./Дворец наместника увит омелой...» Омела белая, так же как дуб, в древности служила предметом суеверного почитания.

Причиной поклонения ей Магов древних галлов по версии Плиния, было то, что все растущее на дубе считалось божественным. При этом омела не имела корней в земле, и было не ясно, откуда она появляется на дереве

В Швейцарии омелу называли «громовой метлой» — думали, что она появляется на деревьях от молнии. В Богемии верили, что «громовая метла», сожженная в огне, должна служить защитой дома от молнии. Омела играла не только роль громоотвода, но и универсальной отмычки: ей приписывалась способность открывать любые замки.

Но наиболее драгоценным ее свойством была защита от магии и колдовства.

Негры вало из Сенегамбии носили листья омелы в качестве талисмана «григри», предохраняющего от ран на войне. В Австрии ветку омелы клали на порог дома, чтобы избавиться от кошмаров. В Швеции пучок омелы подвешивали к потолку дома, конюшни и коровника для того, чтобы тролль не мог причинить вреда ни людям, ни животным.


Омела связана с плодородием, богатством, защитой и лечением. Она символизирует бессмертие и возрождение. Существовал обычай срезать омелу во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых с жизнью и смертью.

Кельтские жрецы-друиды считали, что омела — это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окруженный таинственностью друидский ритуал собирания омелы. Растение срывали на полнолуние или новолуние, без помощи железа, иногда золотым серпом, при этом оно не должно было касаться земли. Сорванная таким образом омела оберегала человека от любого колдовства, с ее помощью можно было отыскать подземный клад. Считалось, что напиток из омелы обеспечивал человеку неуязвимость, заживлял язвы, помогал женщинам избавиться от бесплодия. По преданию, омела родилась от удара молнии в ветвь дуба, поэтому растущая на дубе омела наделена особо целебными свойствами, а сок ее ягод — пища для тела и духа.

Почитание кельтами омелы, возможно, отразилось в «Энеиде» Вергилия, где Эней, по совету Сивиллы добывает ветвь омелы, приносит ее в жертву Прозерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом.



Языческое происхождение поклонения омеле подтверждается тем, что христианские священники долгое время не разрешали вносить ее в церковь. Даже в наше время омелой (а также остролистом, плющом и хвоей) по преимуществу украшают жилые дома, в то время как «другой зеленью — падубом, плющом, самшитом — украшают как дома, так и церкви».



Только в Англии, для которой культ омелы особенно характерен, на Рождество ее вьющимися ветвями украшают как жилые дома, так и церкви. В основании до сих пор существующего у англичан мистического уважения к омеле лежит идея вечной жизни.




Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по некоторым мнениям, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Воины-враги, встретившись под омелой, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме - на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество

В рамках своей борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха. И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары (американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum), местным родственником омелы, с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой, ягодами).

Легенда о поцелуе под омелой ведет свое происхождение от скандинавского мифа о боге Бальдре, сыне Одина и фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, и омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят ее от прикосновений земли.Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви - отсюда и обычай целоваться под омелой

Эмблемой Хэев была омела.Считалось, что если дуб упадет, то падение Хэев неизбежно. И любой представитель этого рода непременно навлекал на себя беду, если ему случалось убить сокола (дуб стоял рядом с Соколиным Камнем) или срубить ветку старого дуба.Но считалось также, что ветка омелы, которую один из Хэев срежет в День Всех Святых, трижды обойдя вокруг дерева по ходу солнца, будет лучшим талисманом против колдовской порчи и сохранит своего владельца от гибели в бою.

Как видим мужчина несет домой ёлочку (надо полагать семейный, деткам), а барышня - омелу, чтобы повесить в доме и получить право целоваться. Девушку, случайно оказавшуюся под висящей веткой омелы, позволялось поцеловать любому. Отсюда происходит название «ветка поцелуев».

Добывание Омелы в канун рождества в ряде традиций и поныне является ритуалом, в определённой мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представления, что срезание ветви Омелы является опасным

Друиды срывали омелу с соблюдением сложных обрядов: в шестой день луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево и, срезав растение золотым серпом, клал его на кусок белой ткани. Омела должна была быть сорвана без применения железа, а сорванная - не коснуться земли.

Обычай целоваться под омелой очень быстро покинул берега Англии. ... Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п.

Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» Омела способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из Омелы обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование Омелы в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством.


В своей книге Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов Дж.С. Купер предположил, что, поскольку омела — ни дерево, ни кустарник, и таким образом — ни одно и ни другое, это символизирует "свободу от всех запретов, так что любой под этим растением получает свободу от ограничений")


.

Именно омела была первым растением, принятым в качестве символа американского штата — это произошло в 1893 году в Оклахоме.



Любопытные факты об ОМЕЛЕ:

Ягоды омелы привлекают птиц, например дроздов, которые являются распространителями семян этого растения. Поклевала птица эти ягоды, и клюв у нее стал липким. Перелетев на соседнее дерево, она почистила клюв о ветку и оставила на ней прилипшее к клюву клейкое семечко. Или через несколько часов, улетев далеко от места пиршества, эта же птица на ветке какого-нибудь дерева оставила помет. А в помете - семечко омелы, которое не потеряло всхожести от того, что ему пришлось пройти сквозь кишечник птицы


Весной, когда соки дерева быстрее побегут по сосудам, семя омелы прорастет. Как бы ни было ориентировано семечко, корешок проростка обязательно изогнется в сторону ветки - от нее исходит чуть заметное тепло, она отбрасывает легкую тень, а проросток омелы лучше чувствительного прибора воспринимает это тепло и эту тень. Соприкоснувшись с корой, корешок начинает расширяться в круглую плотную пластинку. Вскоре из ее центра вырастает крепкий, острый, как иголка, отросток-присоска, который проникает через кору ветки и постепенно достигает древесины. В саму древесину этот отросток проникнуть не может. Но поскольку снаружи древесины ежегодно нарастают новые слои, то присоска в конце концов оказывается погруженной в них, а все растение омелы - намертво прикрепленным к ветке. Кроме того, уже на второй год жизни корневой отросток начинает ветвиться, расползаясь тяжами между корой и древесиной и распространяясь все дальше и дальше внутри приютившей его ветки

.

Снаружи же на ветке в первый год ничего не происходит. Но на второй, когда корень-присоска начинает доставлять омеле воду и минеральные вещества от растения-хозяина, на ветке появляется облиственный побег, каждый год разрастающийся все сильнее и превращающийся в зеленый кустик

Целуйтесь под омелой-весь год будет любовь !

«Рождественская омела» — основное традиционное рождественское украшение в Англии, до распространения рождественской ёлки во второй половине XIX столетия.

Вероятно, обычай украшать ветками омелы праздники, приходящиеся на дни зимнего солнцестояния, сохранился в Англии со времён друидов, которые считали вечнозелёную омелу священным растением. Изначально простые пучки омелы подвешивали к потолку. Традиционное английское украшение имеет форму двойного кольца или сферы с каркасом из проволоки, которая полностью покрывается зеленью: омелой, плющом, падубом. Красные яблоки, груши или апельсины могут быть связаны лентами и подвешены в центре. Кроме того, к каркасу могли крепиться свечи. Другой формой «рождественской омелы» являлась только верхняя часть полусферы.

Девушку, случайно оказавшуюся под висящей веткой омелы, позволялось поцеловать любому. Отсюда происходит название «ветка поцелуев».


Интерес к своему прошлому вспыхнул в эпоху Возрождения и больше никогда не покидал людей. Так что в «викторианском» 18 веке омела, наконец, вернулась в Британию, а затем Европу и Америку, - но уже в несколько ином облике.

Согласно рождественским обычаям, под ярко украшенными рождественскими венками из ветвей омелы и вечнозеленых растений любые два человека должны поцеловаться и отщипнуть ягодку омелы. Те, кто намеренно поцелуются под таким венком на Рождество, считаются помолвленными – и в наступающем году непременно сыграют свадьбу. Омела так же символизирует удачу и процветание, поэтому во Франции традиционное поздравление звучит как «С омелой в Новом году!»

Древняя Британия

Когда природа увядает, омела покрывается жёлтыми цветами, и к заснеженному декабрю на ней поспевают жемчужно-белые ягоды. В кельтской традиции этот месяц связан с возрождением жизни: после праздника Йоль, который отмечался в самую долгую ночь с 21 на 22 декабря, день увеличивается - и начинается подготовка к лету. Так что омела удачно вписалась в кельтский календарь: её считали символом жизни, бессмертия и возрождения, плодородия, богатства, здоровья, а так же оберегом от тёмных сил.

У друидов была необычная традиция сбора омелы, причём особым уважением пользовались растения, выросшие на ветвях дуба – это являлось признаком того, что дерево отмечено богами. На шестой лунный день одетые в белые одежды жрецы карабкались на дерево и срезали растение золотым серпом – поскольку, согласно поверьям, омела не должна соприкасаться с железом. Она так же не должна коснуться земли, иначе потеряет свои магические свойства, так что собранные ветви складывали в белый плащ. Правильно добытая омела считалась хорошим лекарством от эпилепсии и служила как ядом, так и лекарством. Для защиты жилища от злых духов пуски омелы подвешивали к потолку, а мечтающие о детях женщины всегда носили веточку омелы при себе.

Скандинавские традиции

В Скандинавии омела служила символом перемирия: даже враждующие викинги, встретившись под ней, складывали оружие и должны были сохранять мир до следующего дня. Корни этого обычая уходят в фольклор. «Новогодняя» скандинавская легенда повествует, что храброму и мудрому богу летнего солнца Бальдру, сыну Одина и богини любви Фреи, однажды приснился сон, говорящий о приближении смерти.

Стремясь уберечь любимого сына, Фрея взяла обещание у стихий огня, воды, воздуха и земли, чтобы те не причиняли Бальдру вреда. Она обратилась ко всем животным и растениям с той просьбой, но забыла про омелу, растущую высоко над головой. Тогда злой и коварный бог Локи смазал ядом омелы стрелу, которая убила Бальдра. Но боги сжалились над безутешной матерью и воскресили его (в день зимнего солнцестояния). От радости Фрея стала целовать всех, кого встречала под белыми ягодами омелы, выросшими из её слёз. С тех пор считается, что омела дарит жизнь и исцеляет от болезней, а поцелуй под омелой является залогом всепобеждающей любви.

А ещё под омелой могли примириться поссорившиеся супруги или влюбленные, поскольку у этого растения и жемчужные ягоды, и листья растут попарно – и никогда не расстаются. Пучки этого доброго растения вывешивали над входом в дом – чтобы «всяк сюда входящий» оставил дурные намерения, а путники знали, что найдут здесь приют

Античные традиции

Обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, происходит и от древнеримских Сатурналий в день зимнего солнцестояния: в этот день проводились свадебные церемонии, и присутствующим разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.

В «Энеиде» Вергилия главный герой по совету Сивиллы добывает «золотую ветвь омелы» и приносит ее в жертву Прозерпине для того, чтобы попасть в подземное царство и увидеть отца. Точно так же растение называли служители культа Дианы: священной роще близ города Ариции существовал «благословлённый» омелой дуб, который охранял «лесной царь», супруг Дианы. Стражем обычно назначался раб, который сохранял этот титул, пока был в состоянии с оружием в руках преградить доступ к дереву другому претенденту на это звание.


Разные страны Европы


В конце концов они решили, что округлые кустики появляются на тех ветвях, в которые ударила молния. Так в Швейцарии, Чехии и Германии омелу стали называть «громовой метлой», и сжигали пучки растения в печи – чтобы уберечь дом от ударов молний и заодно от ведьм и злых духов.

Позже омелу стали называть «птичьим клеем» - и не только потому, что из ягод можно сварить неплохой натуральный клей. Птицы поедают эти дары природы и пачкаются липким соком. Перелетая с дерево на дерево, они чистят клювы об ветки и переносят семена – вот и весь секрет «интимной жизни» омелы.

Славянские традиции

Это растение, не имеющее собственных корней и сосущее соки из лиственных деревьев (дуба, березы, орешника, яблони), реже из хвойных (сосны), считали обязанным своим появлением дьяволу. На Полесье встречались такие толкования ее происхождения: “черт по дереву лазил и потерял свой венок”, “чорт вянок звiў на дрэве”. В Полесье считают омелу демоническим растением – в ее ветвях прячутся самодивы (юды), которые могут как помочь человеку, так и принести ему вред.

С другой стороны, Омела — священное растение. Ею украшают себя девушки и невесты, ее затыкают за балку потолка в доме «для здоровья и счастья» (болгары). Считается, что Омела вечна, она не исчезает, не увядает, растет без корней, не касаясь земли, не имеет семени: ее происхождение считают чудесным. Омела сама размножается, она растет между небом и землей; полагают, что она спадает с неба на ветви священных деревьев (дуб, ясень, акация). По мнению болгар, омелу сажают на деревьях птицы. На Руси ее называют «вихорево гнездо».

Вместе с тем омеле могло приписываться и небесное происхождение: она будто бы падает с неба на ветки священных деревьев (дуба, ясеня), появляется “от больших дождей”, ее сажают птицы.На русском Севере с помощью омелы, снятой в Великий четверг во время заутрени, добывали “деревянный” огонь, дымом которого окуривали скот, чтобы защитить его от болезней и нападения нечистой силы. В Словакии под Новый год ее закапывали под порогом хлева, чтобы защитить скот от ведьм. Средневековые польские и чешские травники советовали класть детям в колыбель омелу, которая росла на яблоне или на боярышнике, чтобы их не пугали злые духи и не мучили ночные кошмары.

Сегодня венки и шары-подвески из омелы являются обязательным рождественским атрибутом в странах Европы и Америки. Их роль не столько декоративная, сколько романтическая: ведь под омелой принято целовать свою вторую половину и любого другого человека, которому мы симпатизируем. В древности это священное растение обладало глубокой символикой и было окружено множеством легенд, которые сегодня призабылись. Но ведь гораздо интереснее следовать традициям, зная, с чего всё начиналось!


Древняя Британия

У друидов была необычная традиция сбора омелы, причём особым уважением пользовались растения, выросшие на ветвях дуба - это являлось признаком того, что дерево отмечено богами. На шестой лунный день одетые в белые одежды жрецы карабкались на дерево и срезали растение золотым серпом - поскольку, согласно поверьям, омела не должна соприкасаться с железом. Она так же не должна коснуться земли, иначе потеряет свои магические свойства, так что собранные ветви складывали в белый плащ. Правильно добытая омела считалась хорошим лекарством от эпилепсии и служила как ядом, так и лекарством. Для защиты жилища от злых духов пуски омелы подвешивали к потолку, а мечтающие о детях женщины всегда носили веточку омелы при себе.

Скандинавские мифы

В Скандинавии омела служила символом перемирия: даже враждующие викинги, встретившись под ней, складывали оружие и должны были сохранять мир до следующего дня. Корни этого обычая уходят в фольклор. «Новогодняя» скандинавская легенда повествует, что храброму и мудрому богу летнего солнца Бальдру, сыну Одина и богини любви Фреи, однажды приснился сон, говорящий о приближении смерти. Стремясь уберечь любимого сына, Фрея взяла обещание у стихий огня, воды, воздуха и земли, чтобы те не причиняли Бальдру вреда. Она обратилась ко всем животным и растениям с той просьбой, но забыла про омелу, растущую высоко над головой. Тогда злой и коварный бог Локи смазал ядом омелы стрелу, которая убила Бальдра. Но боги сжалились над безутешной матерью и воскресили его (в день зимнего солнцестояния). От радости Фрея стала целовать всех, кого встречала под белыми ягодами омелы, выросшими из её слёз. С тех пор считается, что омела дарит жизнь и исцеляет от болезней, а поцелуй под омелой является залогом всепобеждающей любви.

А ещё под омелой могли примириться поссорившиеся супруги или влюбленные, поскольку у этого растения и жемчужные ягоды, и листья растут попарно - и никогда не расстаются. Пучки этого доброго растения вывешивали над входом в дом - чтобы «всяк сюда входящий» оставил дурные намерения, а путники знали, что найдут здесь приют.

Античные традиции

Обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, происходит и от древнеримских Сатурналий в день зимнего солнцестояния: в этот день проводились свадебные церемонии, и присутствующим разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.

В «Энеиде» Вергилия главный герой по совету Сивиллы добывает «золотую ветвь омелы» и приносит ее в жертву Прозерпине для того, чтобы попасть в подземное царство и увидеть отца. Точно так же растение называли служители культа Дианы: священной роще близ города Ариции существовал «благославлённый» омелой дуб, который охранял «лесной царь», супруг Дианы. Стражем обычно назначался раб, который сохранял этот титул, пока был в состоянии с оружием в руках преградить доступ к дереву другому претенденту на это звание.

Омела в христианстве

Йоль, праздник возрождения Бальдра, Сатурналии - с приходом Христианства на всех этих праздники поставили большой жирный крест, причём в прямом смысле. Чтобы чем-то занять людей, в эти дни решено было отмечать Рождество. Омела, слишком ярко воскрешавшая в умах людей прежние традиции, была названа нечистым растением и стала единственной вечнозелёной ветвью, которую не допускали в церковь.

Но про «дубовые ягоды» люди всё равно не забывали - да и как тут забудешь, когда это практически вся обозримая зелень в течении долгих зимних месяцев! Омела не имеет корней в земле, и люди могли только гадать, откуда она появляется на дереве. В конце концов они решили, что округлые кустики появляются на тех ветвях, в которые ударила молния. Так в Швейцарии, Чехии и Германии омелу стали называть «громовой метлой», и сжигали пучки растения в печи - чтобы уберечь дом от ударов молний и заодно от ведьм и злых духов.

Позже омелу стали называть «птичьим клеем» - и не только потому, что из ягод можно сварить неплохой натуральный клей. Птицы поедают эти дары природы и пачкаются липким соком. Перелетая с дерево на дерево, они чистят клювы об ветки и переносят семена - вот и весь секрет «интимной жизни» омелы.

Возрождение традиций

Интерес к своему прошлому вспыхнул в эпоху Возрождения и больше никогда не покидал людей. Так что в «викторианском» 18 веке омела, наконец, вернулась в Британию, а затем Европу и Америку, - но уже в несколько ином облике. Согласно рождественским обычаям, под ярко украшенными рождественскими венками из ветвей омелы и вечнозеленых растений любые два человека должны поцеловаться и отщипнуть ягодку омелы. Те, кто намеренно поцелуются под таким венком на Рождество, считаются помолвленными - и в наступающем году непременно сыграют свадьбу. Омела так же символизирует удачу и процветание, поэтому во Франции традиционное поздравление звучит как «С омелой в Новом году!»

Многим из нас известна традиция вешать омелу под потолком или же на дверные рамы в Рождество. Это своеобразная отметка "мест для поцелуев". Но откуда берет свое начало эта традиция?

Существует всего несколько растений, более глубоко связанных с древним фольклором и мифологией, чем омела. И немногие растения несут элементы этой мифологии и по сей день. Но на Рождество миллионы людей целуются под омелой, будь она настоящей или искусственной.

Почему омела имеет такое важное значение

Истоки фольклора, связанного с омелой, найти нетрудно. Зимними днями можно было увидеть пышные кусты омелы, украшенные белыми ягодами, которые растут прямо на ветках деревьев и как будто бы не имеют собственных корней. У людей складывалось впечатление, что они походят из другого мира.

Омела стала мощным символом непрерывности жизни. Она оживляла зимний пейзаж, который без нее бы выглядел мертвым. Постепенно омеле начали приписывать экстраординарные свойства, такие как возвращение погибшего к жизни и исцеление от неизлечимых болезней. Верили, что омела могла указывать место, где был зарыт клад, и даже отпугивать ведьм.

Символ плодородия

Бело-молочные ягоды стали неразрывно связывать с плодородием. Во многих местах начали проводить сложные ритуалы, которые должны были обеспечить плодородие сельскохозяйственных культур и скота в течение года. Во время таких ритуалов пучки или ветки омелы переплетали с боярышником и сжигали. Дым от этих кустов и служил предзнаменованием на следующий год. К примеру, горящий куст необходимо было перенести через двенадцать борозд, оставшихся от первого посева этого года. Если же огонь гаснул, прежде чем ритуал был завершен, это считалось очень плохим предзнаменованием. Такие обряды сопровождались пиром с алкоголем и, конечно же, поцелуями. Скорее всего, именно поэтому омела и поцелуй на Рождество оказались тесно связанными между собой.

Как она распространяется

Белые плоды омелы оказываются непривлекательными для многих птиц, которые предпочитают красные, оранжевые, синие или черные ягоды. Чуть ли не единственными птицами, которые их употребляют, оказались дрозды. Пары дроздов очень часто защищают свою территорию, на которой остался запас ягод. Однако они не очень эффективно распределяют семена омелы. Дрозды едят плоды целиком, вместе и семенами, которые впоследствии могут оказаться далеко от мест, подходящих для их прорастания.

Гораздо более эффективными оказываются черноголовки. Они едят кожицу и мякоть, но оставляют семена, вытирая свой клюв о кору деревьев. Это идеально подходит для омелы, создавая хорошее условия для ее прорастания. В последние годы увеличилось количество черноголовок, которые мигрируют на зиму в места произрастания омелы. Это может быть очень полезным для растения.

Существуют доказательства, что омела растет только в определенных местностях, и это может быть связано с тем, что там обитают черноголовки. Хотя это может быть и комбинация факторов, к примеру, в некоторых регионах лучше защищают сады от омелы, чем в других.

Продукт питания

Всего несколько других видов животных используют омелу в качестве пищи. И это неудивительно, учитывая токсичные алкалоиды, которые содержаться в этом растении.

Омелой питаются восемь видов беспозвоночных, шесть из которых употребляют только ее ягоды. Это несколько жуков и долгоносиков, однако самой известной является мраморная моль. Это маленький мотылек с пятнистыми крыльями, места обитания которого ограничены юго-западной частью Англии и Уэльсом, где омела больше всего распространена. Хотя окраска этого мотылька является очень красивой, но она служит эффективным камуфляжем.

Загрузка...