mashakolibri.ru

Почему строительству пирамид придавалось большое значение. Военные деспотии древнею мира

С третьей династии начинается эпоха Древнего царства(2755–2255) 6 , которая охватывает 500 лет и по праву называется эпохой больших пирамид. Пирамиды лучше всего характеризуют основные черты жизни египетского общества того времени и прежде всего масштабы власти его правителей 7 . Самой ранней монументальной каменной постройкой в мире является шестиступенчатая пирамида правителя Джосера (2737–2717), сооруженная в Саккаре, напротив Мемфиса. Ее высота равна 60 м. Пирамида сложена из каменных блоков небольшого размера. Под ней находится камера, в которой в специальном саркофаге был похоронен Джосер.

Пирамида является частью комплекса, который включал поминальные храмы и был обнесен стеной длиной в 1,5 км, высотой в 11 м. Нигде в мире в это время не было столь сложного каменного сооружения. Его построил зодчий Имхотеп, которого позднее египтяне почитали как бога. Очевидно, что такой комплекс был подготовлен долгой традицией строительства сооружений из кирпича-сырца, которые не сохранились.

Затем были построены Великие пирамиды на плато Гиза (близ современного Каира). Самая большая из них – пирамида правителя Хуфу (Хеопса), правившего в XXVI в. Состоит из 2,3 млн. крупных каменных блоков (около 2 т каждый). Высота пирамиды 147 м, сторона квадратного основания 230 м. Пирамиду строили около 20 лет несколько тысяч профессиональных строителей. Кроме них до 100 тыс. крестьян привлекались на камнетесные и транспортные работы в период разлива Нила, когда на полях не было работы. 8

Рядом стоит пирамида Хаф-Ра, которая на 3 м ниже. Путь к пирамиде охраняет Сфинкс – лев с лицом человека (возможно, самого Хаф-Ра). Его появление, видимо, связано с тем, что строители натолкнулись на скалу, которая стояла на пути от реке к пирамиде, и решили использовать ее, придав такую форму. Больше никто таких больших пирамид не строил. Менкау-Ра, сын Хаф-Ра, построил третью пирамиду в Гизе высотой всего в 66 м. Все три пирамиды сверху были облицованы особыми плитами так, что между ними нельзя просунуть кончик ножа.

Великие пирамиды демонстрируют высокий уровень инженерной мысли и большой экономический потенциал государства. Они также показывают высокий уровень концентрации властив руках фараона. Именно для него строились эти грандиозные сооружения, хранившие мумию – нетленное тело фараона.

Почему египтяне это делали? Это не простой вопрос. Известно, что пирамиды строили свободные люди. Заставить свободных общинников делать такие титанические вещи голой силой было невозможно. Напомним, что в Шумере зиккураты строили из легких сырцовых кирпичей и строили для бога : наверху стоял храм бога-покровителя общины.

В каких случаях египтяне могли согласиться выполнять такую работу? Только тогда, когда роль правителя для общины была равна или близка по важности кроли бога. И именно такая ситуация сложилась в Египте. Правитель уже в Древнем царстве был провозглашен живым богом, а не служителем бога. Причину такого раннего и радикального обожествления личности правителя надо искать, по нашему мнению, в тех межобщинных войнах, которые в период Раннего царства были постоянным явлением и сопровождались большими жертвами. Остановить войны могла только очень авторитетная власть. Концепция фараона-бога придавала правителю максимально возможный авторитет и позволяла играть роль хранителя единства и спокойствия страны: простой смертный не мог посягнуть на земли и власть земного бога. Так удалось покончить с межобщинными войнами.

Боги, как известно, бессмертны, поэтому концепция фараона-бога должна была найти свое материальное воплощения в каких-то вечных символах. Первым таким символом стала каменная пирамида как вечный дом фараона. Строение такой геометрической формы было очень надежным и эффектно смотрелось на плоской местности, характерной для Египта. Древние египтяне не ошиблись: пирамида Хуфу сохранилась до наших дней как самый древний и величественный памятник истории Древнего мира.

Вторым символом бессмертного фараона-бога явилась его мумия – нетленное тело, помещенное в пирамиду, пристанище его бессмертной души. Идея бессмертия фараона являлась естественной для египтян, которые верили в бессмертие души любого человека. Египтяне верили в то, что могущественный правитель и после перехода в иной мир будет оберегать свою страну. Таким образом, пирамида и мумия рассматривались египтянами как важные элементы общественного порядка и благополучия 9 .

Концепция фараона-бога делала фараона бесспорным и единственным носителем верховной власти. Он был главой законодательной, исполнительной, судебной и военной ветвей власти, а также главой религиозного культа, олицетворяя прямую связь с миром богов. Власть фараона была безграничной. Все принадлежало живому богу, поэтому он распоряжался любым своим подданным, любым имуществом. Такая власть нашла свое отражение в социально-экономическом устройстве Древнего царства.

Социальный строй . Наверху общественной лестницы находилась высшая знать , ядро которой составляли родственники фараона. Из их числа назначались наместники в провинции и другие высшие гражданские и военные чиновники. Затем следовали государственные чиновники разного уровня, которые управляли различными сферами общественной жизни, получая от государства небольшие имения или же просто все необходимые продукты.

Особый слой составляли жрецы , которые постепенно повышали свой социальный статус, выступая в качестве создателей и хранителей знаний. Жрецы не были замкнутой кастой служителей культа. По указанию фараона они выполняли многие гражданские и военные функции. И наоборот фараон мог назначить на жреческие должности гражданских и военных чиновников.

Следует подчеркнуть, что фараон, чиновники и жрецы были грамотными людьми. В условиях сложного ирригационного земледелия и большой по размерам страны власть опиралась не только на силу, но и на накопленные знания. И те, кто обладал знаниями, стремился ограничить доступ к ним, ибо монополия на знания давала монополию на власть.

Мастера-ремесленники по своему социальному статусу находились на уровне низших чиновников, поскольку они тоже обладали знанием, мастерством и хранили свои профессиональные тайны. Как правило, ремесленники входили в число «царских людей» и работали под контролем чиновников. В самом низу социальной лестнице свободных египтян находились крестьяне - общинники , которые платили налоги и выполняли натуральные повинности за право работать на земле, которая формально вся принадлежала фараону-богу. Из детей крестьян набирались так называемые «царские работники», которые обслуживали царское, храмовое и вельможное хозяйства.

В период Древнего царства заметным явлением стало рабство , которое в основном носило патриархальный характер.

Экономика . Создание больших пирамид было следствием окончания эпохи межобщинных войн и установления полной власти фараона над ресурсами всей страны. Эти ресурсы создавались как в рамках семейных крестьянских хозяйств, плативших государству налоги, так и в рамках крупных царских, вельможных и храмовых хозяйств с высокой степенью специализации и кооперации. На стенах гробниц вельмож в различных областях страны сохранились сотни рисунков, которые рассказывают о том, как отдельныеотрядыработников выполняли определенные операции и обеспечивались при этом продуктами труда других отрядов. О высокой степени специализации хозяйства говорит и тщательно разработанная система учета произведенной продукции. Она имела смысл лишь при необходимости дальнейшего распределения этой продукции. Вероятно, все крупные хозяйства были частью единой хозяйственной системы, которая обеспечивала общегосударственные нужды (ирригационные работы, содержание аппарата управления, войска, постройку пирамид и храмов) и играла роль страхового фонда.

Мир и спокойствие в объединенной стране сделали Египет эпохи Древнего царства самой богатой и развитой цивилизацией в мире в 3-м тыс.

Искусство Древнего царства наглядно раскрывает две главные функции египетского искусства: служить возвеличиванию власти и обеспечивать умершим продолжение жизни в ином мире. Многие произведения искусства, помещенные в погребальные камеры, вообще не предназначались для того, чтобы их видели люди. Они создавались для вечности. При таком подходе художник стремился не к новациям, а к воплощению канона как частицы вечного порядка. Многие художественные формы, утвердившиеся в этот период, воспроизводились без изменений в последующие тысячелетия.

Архитектура. О мастерстве архитекторов говорят Великие пирамиды и гробницы вельмож. От погребальных храмов мало что осталось. Известно, что они были украшены каменными колоннами с капителями в виде пальмы. Ничего не осталось от дворцов и жилых домов, поскольку они были сделаны из глиняных кирпичей.

Скульптура. Наряду с рельефами и мелкой скульптурой (фигурок животных и людей), которых было много уже в Раннем царстве, в Древнем царстве получила развитие монументальная скульптура. В поминальных храмах, создававшихся при пирамидах, ставилась каменная статуя покойного, которая должна была точно передать его внешний облик с тем, чтобы отделившаяся от тела душа могла безошибочно найти материальное прибежище. Передавая портретное сходство, скульпторы стремились облагородить свои модели. Тела статуй делали преувеличенно мощными, лицам придавали величавость. Так решали две главные задачи: возвеличить фараона-бога и обессмертить его имя. Пока стоял памятник, помнили имя; пока помнили имя, продолжалась слава фараона, и он жил в веках.

Итак, в основе скульптурного канона лежало стремление создать вечное и великое . Создавая такой образ, мастер чувствовал себя лицом, которой выполнял важнейшую общественную работу, укрепляющую стабильность общественного порядка. Как правило, статуи располагали у стены или в нише, что предполагало осмотр спереди. Преобладающие позы: стоящая – фигура выпрямлена, голова высоко поднята, левая нога выдвинута вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящая – руки симметрично положены на колени, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль.

Высокий уровень монументальной скульптуры демонстрируют статуи фараонов Хаф-Ра и Менкау-Ра.

Скульптурные портреты сановников были менее строгими и торжественными. Для всей скульптуры обязательной является прямая постановка головы, передача атрибутов власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и горным хрусталем. Шедевром староегипетской скульптуры является двойной скульптурный портрет царевича Ра-Хотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме (27 в., известняк, высота 1,2 м) Он демонстрирует ту важную роль, которая играла семья в жизни египтян, стремившихся сохранить ее и в ином мире.

Живопись периода Старого царства представлена рисунками, которые украшали стены погребальных построек. Они рассказывали о жизни покойного и также были призваны обеспечить его загробную жизнь. Художник рисовал все необходимое, и эти рисунки считались воплощением реальных вещей.

Прикладное искусство представлено керамикой, изготовленной на гончарном круге, разнообразными медными предметами и ювелирными украшениями из золота, слоновой кости и полудрагоценных камней. В прикладном искусстве широко использовались растительные и животные мотивы. Древнеегипетские мастера умели делать фаянс, глазурь и стекло.

Религия. В период Старого царства появляются общегосударственные боги, которые стоят выше богов отдельных египетских общин. Главным богом был Ра – бог дневного Солнца. Фараоны 4-й династии – строители Великих пирамид – считали себя сыновьями Ра и включали его имя в свой титул: Хаф-Ра, Менкау-Ра. Фараоны 5-й династии соорудили ему храм в виде четырехгранного обелиска. Появление главных общеегипетских богов не привело к исчезновению огромного количества местных общинных богов. Их часто рассматривали как разные ипостаси общеегипетских богов.

Боги Древнего Египта имели зооморфные, антропоморфные или смешанные зооантропоморфные формы. Так, богиня любви и плодородия ХатХор изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы. Царский бог Хор (Гор) изображался в образе сокола или человека с головой сокола. Бог писцов и Луны Тот – в образе ибиса или человека с головой ибиса.

Наличие зооморфных богов порождало священные культы животных. В Древнем царстве считались священными только особым образом отобранные животные. Например, черный бык с круглым белым пятном на лбу считался символом бога Аписа, ипостасью Птаха, главного городского бога Мемфиса, и почитался как святыня. К концу египетской цивилизации священными считались все быки, кошки, крокодилы, ибисы. Их бальзамировали и хоронили в специальных местах. Сущность культа была традиционной и состояла в принесении богам ежедневных жертв, которые сопровождались обрядами.

Мифология . В этот период зарождаются доктрины, которые в мифологической форме объясняли окружающий мир. Так, жрецы города Гелиополя, который стал второй столицей Египта после Мемфиса, создали концепцию творения мира. Согласно этой концепции, вначале из первобытных вод возникает первосущий бог Атум, который выделяет из себя Воздух и Влагу, порождающих в свою очередь Землю и Небо. От этой пары произошли боги Сет и Нефтис, а также Осирис и Исида, родившие сына Гора (Хора). Осирис после смерти стал богом потустороннего мира. Бог Хор стал правителем на этом свете, что делало его царским богом. Фараон рассматривался как ипостась Гора. После смерти фараон превращался в ипостась Осириса. С тем чтобы эта концепция не противоречила верховенству бога Ра, Атум и Ра были отождествлены. Важно подчеркнуть, что в рамках этой концепции, так же как и в Шумере, признается извечное существование природы в виде первобытных вод и нет идеи о боге-творце, создающем природу. Фактически мир создавался как процесс рождения одних природных явлений другими, хотя эти природные явления и обожествлялись 10 .

Египтяне верили в том, что в мире существует вечный изначально установленный порядок, который закреплялся понятием «Маат» и персонифицировался в образе богини Маат. Главная задача фараона-бога как раз и состояла в том, чтобы поддерживать этот порядок и защищать мир от беспорядка. В этом проявлялись социально-политическая и этическая функции религии, ибо таким образом обосновывалась правильность существующего общественного строя и необходимость для всех египтян следовать принятому порядку, что рассматривалось как добро, а его нарушение как зло. Стремлением соблюдать установленный богами порядок жрецы объясняли свою приверженность традициям, нелюбовь к новациям.

Из всех богов простой народ более всего почитал Осириса и его сестру-жену Исиду. Согласно легенде, Осирис научил людей земледелию и стал правителем Египта, но его брат, злой и завистливый бог Сет, предательски убил Осириса, чтобы захватить трон. При этом тело Осириса разрубили на мелкие куски и разбросали по всей стране. Исида, жена Осириса, собрала все куски в единое целое (создав первую мумию) и магическим образом зачала от мертвого мужа сына Гора. Когда Гор вырос, он убил Сета и воскресил отца. Ежегодно крестьяне связывали обряд сеяния зерна в землю с погребением Осириса, а появление урожая – с его воскресением. Исида олицетворяла женское начало в культе плодородия. Так культ Осириса и Исиды стал египетским вариантом культа умирающей и воскрешающей природы.

К концу Древнего царства достигла высокого уровня письменность . Об этом свидетельствуют «Тексты пирамид» – настенные надписи с молитвами и заклинаниями, сделанные в XXIV–XXV вв. в гробницах фараонов. Несколько позже религиозные тексты появились на саркофагах сановников (так называемые «тексты саркофагов»). Они были призваны помочь умершим в их путешествии в царство мертвых.

Наука. В период Древнего царства были достигнуты успехи в различных областях знаний. Астрономы Мемфиса создали солнечный календарь, состоявший из 365 дней. Строители обладали обширными познаниями в геометрии. Врачи стали опытными хирургами, физиологами, применяли антисептики. Медицинские трактаты, появившиеся в XXV в., были первыми пространными письменными текстами в мире.

Кризис Древнего царства . После пяти веков стабильности страна вступила в полосу социально–политических кризисов, причиной которых явилось усиление власти областных правителей. Местные правители со временем настолько укрепились, что стали тяготиться зависимостью от центра. Изменение прежнего баланса сил нашло свое отражение в увеличении размеров погребальных комплексов областных правителей (номархов) и уменьшении объемов пирамид. Усиление местной знати к концу 3-го тыс. привело к распаду Древнего царства на ряд областей. Последствия распада централизованного государства оказались тяжелыми. Возобновились межобщинные войны, которые привели к разрушению единой экономики, упадку ирригационной системы, голоду и восстаниям населения. Период смуты и упадка длился почти 200 лет. То или иное восстановление государственного единства стало неотложной потребностью.

Есть сведения о том, что упадок Древнего царства был связан с резким изменением климата, который привел к страшной засухе и многолетним неурожаям.

1. Укажите, в чем различия государственной и родоплеменной организации общественной жизни. Перечислите признаки государства.

В племени также, как и в государстве существует власть, но она основывается на авторитете. В государстве кроме авторитета власть располагает также аппаратом принуждения, как правило, включая выделенные из остального общества вооружённые силы.

В качестве признаков государства, которые отличают его от догосударственных обществ можно назвать следующие:

Разделение общества на управляемых и управляющих;

Наличие аппарата управления, оформленного в виде специальных институтов;

Наличие аппарата принуждения управляемых;

Наличие вооружённых сил, оформленных в виде особого института;

Наличие судебных институтов;

Замена обычаев и традиций законами.

2. В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры.

Первые государства сложились в субтропиках в долинах крупных рек. Эти реки в своё время окружали равнины с большим количеством дичи, потому там кочевало множества племён. Потом климат становился всё более засушливым, что сгоняло людей к самой реке, где оказалось всё население ранее обширных территорий. Угроза голода вынудила людей перейти к земледелию и скотоводству. Но при этом долины рек не были идеальны для земледелия: значительная их часть оставалась заболоченной. Для осушения болот у людей появились ирригационные системы. Постепенно они стали использоваться наоборот для орошения сельскохозяйственных полей. Ирригация требовала организации труда большого количества людей и точных расчётов, знаний. Именно благодаря этому появились первые государства, основанные именно на ирригационном земледелии. Чтобы понять правдивость этой теории, достаточно вспомнить, где зародились древнейшие цивилизации: в междуречьях Тигра и Ефрата (Месопотамская цивилизация), Инда и ныне пересохшей Сарасвати (так называемая Хараппская цивилизация), Янцзы и Хуанхэ (Древнекитайская цивилизация), в долине Нила (Древнеегипетская цивилизация).

3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним государствам? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

Во всех древних цивилизациях были сходные условия ведения хозяйства (ирригационное земледелие), потому во всех них получило распространение одно и то же явление – патриархальное рабство. Во всех этих цивилизациях, включая Древнеегипетскую, рабы считались частью большой семейной группы (патриархального хозяйства) и зачастую выполняли те же работы, что и свободные члены семьи. Становились такими рабами военнопленные, или не сумевшие вовремя расплатиться должники (либо дети таких должников).

5. Подумайте, почему правители восточных государств провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?

Когда человек занялся земледелием, он столкнулся с новыми неведомыми для себя проблемами. Раньше лишь длинная череда неудачных охот могла привести к голоду, но урожай земледельца может погубить одно краткое событие, вроде наводнения. Изменилось отношение ко многим явлениям природы. Охотник от многих из них мог просто уйти в более благоприятные места, земледелец же был привязан к своему полю, потому многое действительно стало бедствием. На основании всего этого сложились представления о всесильных грозных божествах, которых нужно молить о милости, которым нужно служить, чтобы эту милость заслужить.

Новые религиозные системы давали новые ответы и на главный вопрос человеческого бытия – о существовании его души после земной жизни. Древнеегипетские представления требовали для этих целей таких сооружений как пирамиды, погребальные храмы и т.д.

Жрецы с одной стороны были посредниками между людьми и этими страшными всесильными богами, они помогали заслужить милость. Но одновременно жрецы накапливали и практические знание, именно они организовывали ирригационные работы, требовавшие точных расчётов.

Благополучие древних цивилизаций держалось на высоких урожаях, которые удавалось получать благодаря ирригационному земледелию. Для того, чтобы ирригационные системы работали слаженно, требовалось единое руководство, сильная власть, которой в идеале никто не должен был противоречить. Именно поэтому правитель считался одним из тех страшных богов – чтобы у него была абсолютная власть, которой никто не смел противоречить.

6. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

Древние египтяне известны, прежде всего, благодаря своей архитектуре, особенной связанной с культом мёртвых. Великие пирамиды, вырубленные в скале гробницы, погребальные храмы до сих пор поражают воображение, даже несмотря на то, что дошли до нас не совсем в первозданном виде.

Также большую роль в истории человечества сыграли их системы письменности (иероглифическая и иератическая), медицина и т. д.

С наступлением железного века - появлением первых орудий из железа - производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить coceдние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись.

Новые гoсударственные образования представляли собой вoeнные деспотии, Они обеспечивали земледельческим общинам, peмecленникам и торговцам городов защиту от внешних вpaгoв. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная дecпотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при cepьезных военных поражен иях приводили к их распаду. Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском Haгopьe (держава хеттов, Acсирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV-XIII вв, до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Accирuя. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В Х - VII вв, до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине , Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племен.

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидекой державы. Персы, при царе Кире Il (правил в 558-5ЗО до ll,Э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарии 1 (правил в 522-486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая административная система управления. Eгo империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчетов и торгoвли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве nлатежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с гoродами-государствами Греции, в IV веке до н.э." она pухнула под ударами войск Македонии.

Древняя Индия

В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III - II вв, до н.э. большую часть ее территории контролировала империя Маурьев.

После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы династии Туптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и гopы. Большую роль игpала здесь уникальная система общественных отношений.

Еще в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), сложилась жесткая система наследования профессий. Общество разделил ось на варны - замкнутые гpуппы людей. К высшим относились варны брахманuв (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наиболее многочисленная вар на вайшьи объединяла рядовых общинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну - шудр. Браки между представителями различных варн, переход из одной варны в другyю были невозможны.

Происхождение варновой системы точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что оно было связано с завоеванием Индии индоевропейскими арийскими племенами. Как считают индийские ученые, прародиной ариев была Центральная Eвропа. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые из их племенных союзов начали двигаться на Восток. Часть осела на территории современногo Ирана (в частности, мидийцы и персы являются их потомками). Другие двинулись южнее, в Индию , подчиняя местные племена. Относительно немногочисленные завоеватели - вожди, воины, жрецы, не желая полностью сливаться с покоренным населением, стремились сделать свою власть Haследственной. Заложенная ими традиция наследования социальной роли со временем укоренилась в обществе.

Варновая система, зародившаяся в долине Гангa, постепенно pacпространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в ХХ веке), делила общество на множество мелких ceгментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определенные привилегии, права и обязанности, Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.

Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастовoгo поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам. Решающую роль игpала местная духовная и светская знать - брахманы и кшатрии. Это определяло непрочность возникавших в Индии империй.

Китай в эпоху древности

Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории cовременнoгo Китая.

В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной знатью (ее число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II - I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава котopoгo, ван (император), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. В VIII веке до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая возникают семь крупных соперничающих гoсударств. Самое могyщественное из них, империя Цинь, в III веке до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. Считается, что именно в это вpeмя по повелению императора Цинь Ши Хуанди для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены.

Гигантские размеры стены (ее длина достигает 5000 км, высота - от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части - 6,5 м, в Bepxней - 5,5 м, через каждые несколько сот метров возвышаются сторожевые башни) породили немало гипотез о времени ее строительства, однако их достоверность сомнительна. Поскольку кочевые племена постоянно подступали к границам древнекитайских государств, не исключено, что стена сооружалась ими на протяжении нескольких столетий, неоднократно достраивалась и ремонтировалась.

Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются тopгoвыe отношения со многими гoсударствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь).

Особенность Китая состояла в том, что главную опасность eгo цeлостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена.

К нему допускались выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники нaгpаждались не землей, а получали регyлярное жалованье.

Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых общинников, высгyпая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки огpаничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей гoсударству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в 1 веке были отменены все наследственные тигyлы, запрещена купля и продажа земли. Гocyдapство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника, огpаничивались.

Первоначально максимальный размер поместья составлял 138 гa, затем он был урезан до 2 гa. Вводился налог на частных лиц, имеющих рабов. В то же время гoсударственное рабовладение приобретало возрастающие масштабы.

Злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ирригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержание государственного аппарата) привели в 1 веке к восстанию, вошедшему в историю как движение "красных бровей". Оно было подавлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.

Новый этап духовной жизни

С насгyплением железного века, совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении ее стихийных сил. В то же время таинство смерти по-прежнему остaвалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению и подъему новых религий - зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как свoeго рода испытание, и тот, кто достойно проходил eгo, получал вознагpаждение после смерти.

Распространение зороастризма связывается с учением Зороастра (Заратуштры), (VIl-VI вв, до н.э.), жившего в Иране. Согласно eгo взглядам, в мире идет борьба двух сил - Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но при этом считалось, что, обладая свободой воли, он может выбрать и путь Зла, на который eгo толкают темные силы. Люди, вступившие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороастризм предполагал победу сил Добра и утверждение на земле идеальногo царства. Учение Зороастра широко распространилось среди иранских племен в III-VII вв.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (62З-544 до н.э.). По eгo учению, после смерти человека ждет новое возрождение, форма котopoгo определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях, грешник может возродиться в теле животного или насекомого, праведник - в ребенке высшей касты. Достижение абсолютной праведности ведет к нирване - прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. Буддизм в I-II вв, широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.

Конфуцианство - это скорее не религия, а система морально-этических норм, разработанных китайским мыслителем Конфуцием (551-479 до н.э.). Эти нормы он считал обязательными для соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали стpoгoe соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного высшими силами, Небом. Гocyдapcтвo рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, т.е., власти, должны проявлять заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция считали, что народ имеет право на восстание против власти, если она ущемляет eгo права, прибегает к произволу.

Иудаизм утвердился в древнееврейском гocудapcтвe Палестине в X-VII вв, до н.э. Он строился на вере в единого бога Яхве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах, Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь, в отличие от верований прошлого, которые предполагали, что человек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые релиmи ставили судьбу человека в зависимость от eгo действий, в том числе и по отношению к окружающим, Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества .

Вопросы и задания

1. Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства. Перечислите признаки гocудapcтвa.

2. В каких регионах мира сложились первые гocуAapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв? Приведите примеры.
3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.
4. Подумайте, почему правители восточных гocуAapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?
5. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

6. Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка?
7 Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?
8. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории Beлись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?
9 Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?
10. Заполните таблицу: Таблица «Новый этап духовной жизни»

Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований


Похожая информация.


Погребальные ритуалы

Фараоны строили пирамиды, простым же людям приходилось обходиться гробницами попроще. Обычно они состояли из двух частей – подземной и надземной. В подземной части, в специальной камере, устанавливали саркофаг с телом. Потом совершали последние обряды, камеру замуровывали. А над ней сооружали настоящий маленький храм. Обычно он выходил фасадом во двор, где стояли стелы с надписями, из которых живые могли узнать о добродетелях и деяниях покойного. Порою в таком дворе у маленького водоема ухитрялись выращивать пальмы и сикоморы. Внутри храма на колоннах изображали наиболее характерные эпизоды из жизни усопшего, а в особом зале желающие могли воздать хвалу богам, попросив их быть милостивыми к усопшему. Понятно, что размеры и убранство храма зависели от благосостояния семьи умершего.

Фараоны, конечно, были избавлены от подобных проблем – средств у них было предостаточно.

Главным в захоронении фараона являлся саркофаг. Сохранились рассказы о том, как фараоны еще при жизни посещали мастерские и придирчиво осматривали изготовляемые для их будущих мумий «домы». Но саркофаги у фараонов были не простые. Мумия фараона Двадцать первой династии Псусеннеса, например, уже защищенная золотой маской, лежала в серебряном гробу, повторявшем ее очертания, который, в свою очередь, стоял в саркофаге из черного гранита, также похожем на стилизованную мумию. Гранитный саркофаг, в свою очередь, находился в прямоугольном каменном ящике, украшенном изнутри и снаружи изображениями божеств, которые должны были охранять мумию. На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны – богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. То есть изображение фараона на саркофаге должно было глазами из черного гранита всю вечность созерцать красоту летящей по небу богини.

Кроме того, глаза были также на стенках саркофагов, чтобы усопший фараон мог видеть происходящее не только в гробнице, но и во всем мире. Также на саркофагах изображались двери, чтобы фараон, при желании, мог выходить из своего вечного убежища и возвращаться в него, когда ему захочется.

В гробницу помещалась различная утварь, которая должна была не только подчеркнуть могущество и богатство владельца саркофага, но и предоставить ему в мире ином всевозможные удобства. В богатейшей гробнице Тутанхамона, например, стояли парадные кровати, ложа для отдыха, колесницы и ладьи, сундуки, кресла, стулья, табуреты, оружие, посохи, ювелирные украшения и даже игральные фигурки, не говоря уже о предметах культа. Также гробницы наполнялись посудой, чтобы умершему было из чего кормить своих потусторонних гостей, и даже зерном, вином и мясом, чтобы тем было что есть.

Кроме саркофага, в погребальную камеру ставили деревянный или каменный ящик с четырьмя сосудами.

В них хранились вынутые при бальзамировании внутренние органы фараона, отданные, соответственно, под защиту четырех богов – Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебех-Сенуфа. Амсет имел человеческую голову, Хапи – голову павиана, Дуамутеф – шакала, а Кебех-Сенуф – голову сокола. И крышки четырех сосудов также делались в форме голов – человека, павиана и т. д. Правда, некоторые властители, например Тутанхамон, сначала приказывали поместить свои органы в маленькие саркофаги из золота и серебра и уже только потом – в сосуды.

А еще в гробницах было обнаружено множество статуэток. Что это значило? Как мы помним, совершившие поровну плохих и хороших дел должны были работать на Осириса. Это значит – возделывать его поля Иалу: пахать, сеять, копать оросительные каналы и так далее. Но как мог делать это человек, который брезговал заниматься чем-либо подобным в своей земной жизни? И выход был найден: вместо покойника эту работу могла исполнять специально положенная в гробницу статуэтка. Вряд ли был в мире народ, который больше верил в то, что материальные земные вещи обладают совершенно чудесными проекциями в царстве небесном. Лицам статуэток придавали сходство с лицом покойника, а, чтобы уж точно не возникло путаницы, на них не только писали имя погребенного, но и перечисляли обязанности, которые статуэтка будет исполнять вместо него в царстве мертвых.

Например, надпись на статуэтке жреца по имени Осирис гласила: «Если Осирис будет учтен, призван, назначен на всякие работы, которые должны быть сделаны там, в некрополе, как делает человек для себя, для плодородия полей, для орошения берегов, для переноски песка с востока на запад и обратно, для удаления сорняков, как делает человек для себя, ты скажешь: „Я сделаю это. Я здесь!“»

Вскоре родилась целая индустрия, и для статуэток стали изготавливать корзины, мотыги, лопаты. Они, кстати, также подписывались именем владельца – видимо, для того, чтобы в загробном мире злые статуэтки не крали у хороших лопаты и прочий инвентарь.

Кого-то озарила и вполне резонная мысль, как еще можно скрасить покойному долгий досуг. Тогда стали изготавливать статуэтки обнаженных женщин. У некоторых усопших таких изображений набирался даже не гарем, а целый полк.

Саму мумию украшали множеством драгоценных оберегов и просто золотых подвесок и бус – богатый человек должен выглядеть богатым всегда. Впрочем, бедные тоже хотели выглядеть достойно, и их украшали имитациями драгоценностей.

После того как подготовка завершалась, и все необходимое для как можно более комфортного путешествия в царство мертвых было приобретено, наступала пора писать завещание и выбирать его исполнителя. Обычно им назначался один из сыновей. Кроме доли в наследстве, он получал и особую его часть, которую мог тратить лишь на поминовение усопшего. Он не имел права делить ее между собственными детьми, а должен был выбрать из них того, кто будет достойно заботиться о памяти деда и регулярно приносить в жертву хлеб, пиво и мясо и уговаривать богов вести себя с покойным хорошо.

Когда же все эти хлопоты завершались, можно было и умирать. Египтяне, как и любой другой народ, весьма плохо отзывались о старости, но стремились все же прожить в этом, пусть и несовершенном, состоянии подольше. Когда же сделать этого не удавалось, и египтянин, как тогда выражались, «отплывал к другому берегу», его близкие погружались в траур. По меньшей мере на семьдесят дней. Они прекращали все свои дела и сидели дома в безмолвной скорби. Когда же было необходимо куда-то выйти, то близкие покойного мазали лицо илом и, идя по улице, беспрестанно били себя руками по голове.

Но выйти из дома все-таки было надо. Не терпело отлагательств одно, главное теперь дело: тело усопшего нужно было передать бальзамировщикам и выбрать способ бальзамирования. Их имелось три.

Бальзамирование «по высшему разряду» заключалось в том, что из головы трупа извлекали мозг, из тела – все внутренние органы, кроме сердца, промывали все это и укладывали в специальные сосуды. Само тело дважды промывали, заполняли благовониями, а затем погружали в раствор натрона (разновидность соды), который в изобилии добывался в Вади Натрон, долине к западу от Фаюма, а также в районе Нехеба.

Через семьдесят дней тело извлекали, снова тщательно промывали и заворачивали в широкие льняные полосы, пропитанные древесными смолами и другими веществами. При этом использовались, как минимум, пятнадцать различных веществ: пчелиный воск, чтобы покрыть им уши, глаза, нос, рот и разрез, сделанный бальзамировщиком, кассия, корица, «кедровое масло» (добытое на самом деле из можжевельника), хна, ягоды можжевельника, лук, пальмовое вино, древесные опилки, вар и гудрон. Основой всех этих смесей продолжал служить натрон. Некоторые компоненты было невозможно достать в Египте, и их доставляли из-за границы, в частности из Библа.

После таких процедур тело представляло собой скелет, обтянутый кожей, однако легко при этом узнаваемый: все черты покойного сохранялись, вплоть до выражения лица.

Мумию знатного египтянина украшали богато: на нее надевали ожерелья и амулеты, браслеты, наплечники и сандалии. На разрез бальзамировщики клали толстый золотой лист с выгравированными на нем изображениями четырех божеств-хранителей по краям и глаза «уджат» в середине, который обладал свойством залечивать раны. Между ногами мумии клали копию Книги мертвых, а на лицо – маску. Для фараонов и знати такие маски изготавливались из золота, и порою они соединялась с накидкой или воротником из бус золотыми нитями. Для египтян попроще маски делались из полотна и гипса. Затем все это покрывали саваном. Теперь можно было приступать к похоронам.

На пути к гробнице члены семьи усопшего рыдали и горестно заламывали руки. В помощь им нанимались профессиональные плакальщицы, они, вымазав лица илом, рвали на себе одежды и били себя по голове. Люди посолиднее громко вспоминали о добродетелях и добрых делах покойного. Не будь всего этого шума, похороны вполне можно было бы принять за обычное переселение в новый дом: впереди процессии группа служителей несла пирожки и цветы, глиняные кувшины и каменные вазы, ларцы со статуэтками и их орудиями труда. Затем следовала группа с погребальной мебелью и колесницей в разобранном виде. Далее несли личные вещи, затем драгоценности и предметы роскоши, выложив их на блюдах – дабы окружающие могли убедиться в том, что покойный был весьма обеспеченным человеком. Затем следовало замысловатое сооружение, которое тащили две коровы, да еще несколько мужчин подталкивали сзади. Это были сани на полозьях, на санях была установлена ладья со статуями богинь Исиды и Нефтис с обеих сторон, а уже над ладьей возвышался катафалк из деревянных раздвижных рам, занавешенных вышитыми тканями или кожей.

Процессия подходила к Нилу, где уже была готова для переправы целая флотилия: погребальная ладья с загнутыми внутрь носом и кормой в форме зонтиков папируса, на которую и ставился саркофаг. На этой ладье для контроля за движением был только один человек, а все остальные члены процессии загружались на большой корабль, который буксировал ладью через Нил. Вслед за ними двигались еще четыре судна, которые перевозили погребальную утварь.

На другой берег следовали обычно родня и близкие покойного, другие же лишь провожали флотилию пожеланиями умершему лучшей жизни в загробном мире. Причалив к берегу, снимали гроб, вещи, процессия снова выстраивалась в том же порядке и отправлялась к месту упокоения. Часто оно находилось в горах, и вскоре коровы не могли уже тянуть сани, тогда их выпрягали и заменяли близкие покойного. Дальше они могли и просто нести саркофаг на плечах.

У подготовленной гробницы уже стояли столы со всем необходимым для поминальной трапезы: хлеб и кружки с пивом. Жрец совершал магические ритуалы, возвращавшие мумии усопшего способность ходить и смотреть, и в погребальную камеру опускали саркофаг, а также всю погребальную утварь и пищу.

Затем каменщики замуровывали вход, а участники процессии собирались помянуть покойника в тут же установленных беседках. Появлялся музыкант, который восславлял покойного, и скорбящие отправлялись назад в город, нередко уже преисполненные веселья без капли скорби: все необходимые ритуалы были совершены, и оставалось только ждать воскресения мертвых.

Способы бальзамирования для людей попроще были гораздо примитивней: тела не вскрывались, органы не вынимались, бальзамировщик лишь вводил в тело через задний проход маслянистую жидкость со смолой можжевельника. Для бедных смолу можжевельника и вовсе заменяли дешевыми дезинфицирующими средствами. Такую мумию укладывали в гроб и относили в старую заброшенную гробницу, где уже было множество гробов подобных же бедняков. А тела самых бедных и вовсе скидывали в общую могилу, лишь обернув их грубой тканью, и засыпали песком.

Живым теперь требовалось тщательно заботиться об умерших, иначе, согласно той же Книге мертвых, неминуемы были страшные кары. Живые верили, что покойник «предаст их огню фараона в день его гнева… Они опрокинутся в море, которое поглотит их тела. Они не получат почестей, предназначенных праведным людям. Они не смогут есть приношения покойным. Перед ними никто не совершит возлияний свежей водой. Их сыновья не займут их места. Их жен изнасилуют у них на глазах… Они не услышат слов фараона в день его радости… Но если они будут хорошо заботиться о погребениях… они получат все наилучшее…» Книга мертвых обещала: «Амон-Ра, царь богов, пошлет вам долгую жизнь. Царь, правящий в ваше время, вознаградит вас так, как следует вознаградить. Для вас будут умножены должности без конца, которые вы будете получать от сына к сыну и передавать от наследника к наследнику… Они будут погребены в некрополе, достигнув возраста ста десяти лет, и приношения им будут множиться».

Египтяне верили: если про покойника все же забудут, то он, обманув богов, выберется из гробницы и станет преследовать живых, пугая их и насылая на них разные болезни. Впрочем, некоторые покойники могут поступать так не потому, что про них забыли, а просто из-за вредности характера. Но с этим уже ничего не поделать…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Архитектурный облик Древнего Египта стремительно менялся в период Древнего Царства. На смену мастабам — каменным основаниям пришли пирамидальные комплексы. Эволюция строительства заняла несколько веков.

Жизнь строителей пирамид Древнего Египта

Строительству пирамид в древнем Египте предшествовало создание мастабы – площадки на уровне земли, выполненной из качественного гранита или мрамора. Под площадкой предварительно строились подземные тоннели, погребальная камера и помещения для хранения вещей и продуктов.

В последних пирамидах Египта пятой династии камера, где хранился саркофаг с телом фараона, монтировалась из мраморных или гранитных блоков на уровне выше земли с входом на высоте 10-20 метров. Это давало возможность экономить на выполнении земляных работ.

Плато Гизы. Пирамида Хеопса (Хуфу). 80-е годы прошлого столетия. Фото.

Во время землеукладочных работ строители жили в рядом построенных временных сооружениях или подземных сооружениях, то есть недалеко от места строительства пирамид.

Захоронения рядовых рабочих и служащих проводилось в зоне возведения погребального комплекса в отведённом месте.

Часть местного населения, в основном женщины, готовили еду и пекли хлеб, приносили воду в кувшинах с реки Нил или с каналов, построенных специально для подачи воды к деревне мастеров. Пища готовилась не только для наёмных рабочих, но и для рабов.

Одновременно на пирамиде работало до 10 тысяч рабочих и служащих, да ещё столько же готовили блоки в известняковых и мраморных карьерах, как вблизи пирамиды, так и сотни километров.

Большинство мраморных и гранитных блоков поставлялись по Нилу с каменных разработок Ком-Омбо и , отделочные материалы с Сирии и Ливии.


Пирамида Древнего Египта в разрезе

Если рассмотреть в разрезе внутреннее содержание пирамиды, то в ней легко определяется место для установки саркофага — погребальной камеры, где-то по центру пирамиды, с монтажом пяти-семи вентиляционных ходов и люков разного сечения с наклоном в 45 градусов.

Сверху саркофаг защищён навесом типа шатра из многотонных мраморных плит, который усиливает крепление и защиту саркофага от тяжести потолка, просадка кладки блоков пирамид древнего Египта сверху, в ранних проекта приводящих к её разрушению.

Работы по строительству погребальной камеры, подземных ходов, гротов, ложных ходов, шахт освещения и вентиляции, тоннелей, тупиков, антивандальных засовов, угловых креплений, систем сброса сточных вод и канализации ливневых вод — выполнялись до строительства пирамиды, так называемые нулевого цикла строительства.

Вопрос: «Как же по таким узким тоннелям заносили многотонный саркофаг?», — в корне неверен. Его устанавливали на место еще до начала строительства пирамиды в Древнем Египте , на заранее построенной мастабе или ниже её на глубине 20-60 метров!

Забальзамированное тело фараона вносили в саркофаг по коридорам уже по окончанию возведения основного здания. С ним же вносили пищу и одежду, которые могли пригодиться ему в потустороннем мире. По завершению загрузки погребальной камеры и саркофага входные и вентиляционные тоннели перекрывались гранитными многотонными плитами. В них оставлялись небольшие отверстия для прохождения воздуха и общения фараона с миром.
От грабежа усыпальницы не спасали ни мраморные задвижки, ни глубокие шахты.

Всё, что строилось выше уровня мастабы типа вентиляционных шахт, выполнялось по ходу укладки каменных блоков.
По сравнению с обработкой тоннелей и ходов простым медным зубилом с низким качеством поверхности, стены погребальной комнаты выполнены с особым старанием — отшлифованы и расписаны иероглифами.


Строительство пирамид Древнего Египта

Сборка блоков при строительстве древних пирамид Египта

Блоки в 20 тонн на высоту пирамиды никто не поднимал, их готовили по месту в опалубке из досок египетского кедра, на полимерном бетоне с добавками из мраморной и гранитной крошки от отходов каменных карьеров. Раствор месили на месте, на высоту по пандусу подносили воду, доски и строительные материалы. Чем крупнее планировался каменный блок, тем меньше уходило дорогого дерева на опалубку.

В более ранних пирамидах пространство между погребальной камерой и внешним контуром бутили щебнем и отходами из карьеров.Сверху пирамиду обкладывали известковыми полированными плитами и блоками.
Каменных блоков почти нет внутри – они применялись только для крепления ходов тоннелей, шахт, подпорок и растяжек.


Пирамиды Древнего Египта: Фото

Материал строительства пирамид Египта

Недостаток каменных блоков восполнялся почти во всех пирамидах кирпичом – сырцом, который и сейчас производится в большом количестве для возведения жилья.

Строительный карьер имелся и вблизи пирамид, но известняк здесь был низкого качества с большим содержанием песка. Посещение ходов пирамид и вскрытие обвалов указывает на слабое крепление внутренней связки тела пирамиды, состоящей из обломков и кусков, оставшихся от обработки известняковых блоков и плит, которые шли на внешнюю отделку поверхности и монтаж пирамиды.

Такой метод экономного расходования материалов применяется и в наше время в строительстве, внешняя поверхность выполняется из высококачественного кирпича, а внутренняя часть заполняется отходами с заливкой полимерным раствором на цементе.

Порядок выполнения блоков из полимерного бетона показан на одном из рисунков пирамиды, и ничем не отличается от современного — опалубка из дерева и раствор.


Пирамида Египта фараона Тети и Джосера

Фундамент для многотонной пирамиды не строился, за основание брался прочный известняк подошвы одной из природных возвышенностей — плато.

Проектом строительства древней пирамиды Египта предусматривалась территория захоронения родственников и жён фараона, иногда рядом с небольшими .

Недостаток геодезического исследования грунта, наличие грунтовых вод, как правило, приводило к преждевременному разрушению пирамиды, но это случалось редко. В пойме заливных лугов Нила строительство пирамид не велось, а предгорная территория занятая захоронениями не имела подземных грунтовых вод.

Пирамиды, подмытые высоким уровнем вод Нила в годы потопа разрушены почти до основания.
Сотни миллионов лет назад в зоне нахождения пирамид стояли горные массивы, которые разрушились от вод древнего моря в долине реки, солнца и жары — превратившись в песок и щебень.

Пирамиды Древнего Египта видео

Загрузка...